POINT OF NO RETURN  
 
начало
  инфра_философия

четвертая критика

дистанционный смотритель

gендерный fронт

аллегории чтения

Дунаев. Коллекционер текстов

 
 
 
 
Владимир Парфенок.
ПУТЕШЕСТВИЯ В ПОИСКАХ ФОТОГРАФИИ.

Командировочный отчет-2.

Варшава, 26 - 30 мая 2000г.

   
   
 

Курица, понятное дело, -- не птица, Польша -- не заграница... В том смысле не заграница, что въехать "туда" можно пока без особых мытарств... Железный занавес, правда, уже опускается -- и нет-нет да и слышен скрежет заржавевшего за несколько лет бездействия механизма. Но еще можно успеть насладиться условно свободным режимом перемещения тел через ту преграду, гордо называемую государственной границей РБ.

Варшава, разумеется, -- не Вильнюс и не Минск (ограничимся лишь такой системой координат). Она стоит уверенней на своих ногах (не важно, что в натовских бутсах) -- праздничная и праздная, умытая и ярко напомаженная, временами -- сытая, временами -- такая же нищая, временами -- самодовольная, словом, пока еще нам не совсем чужая...

Попытка запустить глубокий зонд в фотографическое тело Варшавы оказалась для нашей испекционной группы достаточно результативной: три одновременно экспонируемых фотовыставки в городе -- это не мало. Стремительная европеизация (хотя значительно чаще обнаруживают себя последствия массовой американизации польского сознания) натуральным образом предполагает и углубленную "фотографизацию" польского общества. Фотография -- to jest wszystko.

Stara Galeria, апологет традиционных, если не сказать клубных фотографических ценностей, предлагает к столу produkt polski -- современную документальную фотографию, публикуемую в польских масс-медиа. Надо признать, что такого уровня образного мышления в документалистике их белорусским братьям по обективу и перу не достичь -- это уж точно -- в ближайшие пять, а то и все десять лет! Жаль, что сама выставка подавалась как продукция "быстрого приготовления" (типа полуфабрикатов в вакуумной упаковке): в центре Варшаве уже тоже не брезгуют выставлять неоригиналы фотографий, а некие принтерные отпечатки, бережно запечатанные полиэтиленовой пленкой. Технологии fast food все глубже внедряются в живое тело фотографии даже на таких стeрильных территориях как Stara Galeria.

Другие выставочные площадки демонстрируют фотографию не польского произрастания. Что ж, это тоже должен знать каждый, причем, не только поляк. Mala Galeria, законодатель фотографических мод в Варшаве, выставила огромные (по белорусским масштабам) фотоработы норвежца Dag'a Alveng'a в недопустимом (даже для самых продвинутых минских галерей) количестве (3 картинки -- и вся выставка!). Не супер, но moz'e byc', особенно если еще дополнительно ознакомиться с каталогом других работ этого автора, а потом душевно побеседовать с бокальчиком хорошего красного вина в приятельской компании куратора галереи Марэка Г. и известного польского фотографа Павла Ж., скрываясь в тиши галереи от разбушевавшейся стихии.

Еще одна фотовыставка, ради которой, собственно, и совершался нами этот марш-бросок через ночные пограничные кордоны с их неизменными допросами ("Это ваша дочь?") и потрошениями сумок в соседнем купе ("Вы указали все деньги в декларации?"), была числом поболее, но ценою, отнюдь, не дешевле. Выставка из 250 работ известного бразильского фоторепортера-гуманиста Sebastiao Salgado "Рабочие" в Centrum Sztuki Wspolczesnej Zamek Ujazdowski производит ошеломляющий эффект -- и не cтолько циканием на уставших зрителей неимоверного числа bardzo pilnych музейных смотрителей и космической стоимостью каталога выставки (около 100 USD -- за фотографии, на которых изображены не супер-звезды шоу-бизнеса, а самый обычный трудовой люд в разных уголках земного шара)... Многие фотографии, действительно, можно отнести к числу шедевров современной светописи, ради которых стоило совершить это паломничество и принести в жертву несколько своих бессоных ночей в постели номадов... Словом, highly recommended, как ненароком прорекламировал эту выставку в одном своем "мыле" Марк Б. -- известный персонаж не менее известного в Минске гонимого фонда...

Словом, фотографическая Варшава не жирует, но и не прозябает: и око видит, и зуб ймёт... И это нас "по-хорошему радовало". Кстати, неожиданно проявил себя здесь и белорусский след -- нет, не бразильский фотограф осчастливил наш край своим визитом, хотя в Беларуси материала он смог бы накопать для своего проекта более, чем достаточно (ведь среднемесячная зарплата среднестатического белоруса сравнима с зарплатой подневольного рудокопа в Бразилии). Скромная афишка на доске объявлений Замка Уяздовскего извещала о грядущих днях современного белорусского искусства с лекцией известного белорусского искусствоведа Юрася Б. Правда, список участников будущей акции оказался до рези в глазах знакомым ("ба! знакомые все лица!")... Кялейнасць і закансерваванасць -- характэрныя рысы сучаснага працэсу ў беларускім мастацтве.

Путь домой был на удивление легким, невзирая на тяжесть накупленных фотографических альбомов. Таможенные формальности на обратной дороге, действительно, оказались формальностями: никто больше не распрашивал, где и чья дочь, а старательно заполненные железнодорожным почерком в 2-х экземплярах таможенные декларации просто растворились в руках полусонного таможенника. К чему бы это? Неужто скоро подадут занавес?!

------------------------------------
© Photoscoper, Senior

Special thanks to: Даниле, Владимиру Иосифовичу, Нелли и Кириллу, Марку и Саше, Марэку и Павлу, двум французским бизнесменам, продавщице книжного отдела Empik'a, пуделю Бодрийару и кусачей Буке!



  а также:

Кульшат Медеуова.
Пост-перипатетика.


Андрей Приепа.
Белый город.


Жан Бодрийяр.
Город и Ненависть.


Ирина Зеленкова.
"М"-метро.


Нелли Бекус-Гончарова.
Люблинский дневник.
Заметки культуролога.


Нелли Бекус-Гончарова.
Беларусь в масштабах реальности. Турист и путешественник как жертвы провокации.


Нелли Бекус. Эмиграция: жизнь в другой парадигме.

Виктория Герасимова. BREF,

Виктория Герасимова. Нечего глазеть в окна.

Кульшат Медеуова.
Рождение симулякра


Бенджамин Коуп. Призраки Маркса: бродя по Минску по следу Дерида


линки:

белорусский фотографический альманах "photoscope.by"

галерея "Nova"
 
  вверх
POINT OF NO RETURN   
начало   инфра_философия

четвертая критика

дистанционный смотритель

gендерный fронт

аллегории чтения

Дунаев. Коллекционер текстов